Обжалование штрафов

Начиная с 17 июля 2024 года наиболее распространенным стал вопрос возможности и порядка обжалования постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа как за необновление учетных данных, так и за неявку по повестке, отказ от прохождения ВЛК, утрату военно-учетного документа, невыполнение требования встать на военный учет, несообщение ТЦК об изменении места жительства и других нарушений законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, правил военного учета.

Содержание

Свернуть Развернуть
  1. Последствия нарушений законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, правил военного учета
  2. Процедура вынесения постановления о привлечении к административной ответственности
  3. Процедура обжалования постановления о наложении административного взыскания
  4. Судебная практика по обжалованию административных взысканий
  5. Ответственность за неуплату штрафа
  6. Вопросы/ответы по теме (FAQ)

Последствия нарушений законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, правил военного учета

Обжалование штрафов

Начиная с 24 февраля 2024 года, на территории всей Украины действует военное положение. В связи с чем, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими права и обязанности граждан Украины, стали:

Какие же последствия могут наступить для лица, нарушившего указанные нормы законодательства? Согласно последним изменениям внесенных в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение правил военного учета (ч. 3 ст. 210), а также за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации (ч. 3 ст. 210-1) совершенные в особый период.

Однако, сам по себе факт совершения административного правонарушения не является автоматически основанием для привлечения призывника, военнообязанного или резервиста к административной ответственности. Дело в том, что ст. 38 КУпАП предусмотрено административное взыскание за совершение в особый период правонарушений, предусмотренных статьями 210, 210-1 этого Кодекса, может быть наложено в течение трех месяцев со дня его выявления, но не позднее одного года со дня его совершения.

Иными словами, составление протокола или вынесение постановления по делу об административном правонарушении возможно только при условии соблюдения сроков привлечения лица к такой ответственности.

Последствия нарушений законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, правил военного учета

Отдельно следует обратить внимание на так называемые «длительные» правонарушения, которые начавшись с какого-то противоправного действия или бездействия, совершаются затем непрерывно путем неисполнения долга. Например, не заменить приписное удостоверение на военный билет, непостановка на военный учет, несообщение об изменениях в собственных учетных данных и т.д.

Таким образом, для обжалования штрафа в судебном порядке необходимо определить:

Также рассмотрим, что еще может настигнуть лиц, нарушивших правила военного учета и законодательство об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Согласно ч. 3 ст. 38 ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» органы Национальной полиции Украины обязаны по обращениям ТЦК и СП, органов СБУ доставить лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210, 210-1 КУпАП. Однако, важно отметить, что законом установлен конкретный порядок административного задержания: так обязательно должен быть составлен протокол со всеми необходимыми сведениями, уведомлены родственники задержанного, уведомлены центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи или предоставлена возможность пригласить собственного защитника.

Соответственно, законодательством действительно предусмотрено право на административное задержание органами Национальной полиции (ни в коем случае не представителями ТЦК и СП) с соблюдением требований законодательства, которое может занять до трех часов.

Дополнительно, к лицам, нарушившим соответствующие нормы законодательства, не были доставлены полицией, не явились по письменному требованию, направленному представителем ТЦК и СП средствами почтовой связи, в таком случае военнослужащий имеет право обратиться в суд с требованием ограничить военнообязанного в праве управления транспортными средствами.

В конце концов за уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации на особый период и за уклонение от военного учета может наступить уголовная ответственность, предусмотренная статьями 336, 337 УК Украины. Такой вид ответственности предусмотрен, например, за неявку в ТЦК и СП после надлежащего получения повестки или при непребывании военнообязанным на военном учете и уклонении от него.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что следствием нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, и правил военного учета возможно не только наложение штрафа, но и административное задержание, лишение водительского удостоверения и уголовная ответственность.

Процедура вынесения постановления о привлечении к административной ответственности

Процедура вынесения постановления о привлечении к административной ответственности

Сразу отвечу на один из самых частых вопросов «Может ли ТЦК и СП выписывать штраф?» Да, но есть законодательно определенный порядок привлечения к ответственности за нарушение правил военного учета.

Давайте разбираться подробнее.

Первый этап

Первым этапом является составление протокола о совершении административного правонарушения уполномоченным представителем ТЦК и СП.

Протокол обязательно должен содержать:

Протокол имеет право составлять только уполномоченное должностное лицо ТЦК и СП, определяемое согласно приказу руководителя, соответствующего ТЦК и СП.

Второй этап

Вторым этапом является вручение лицу, привлекаемому к административной ответственности данного протокола и уведомление о дате, времени и месте рассмотрения административного дела. К протоколу приобщаются доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения. Если невозможно вручить протокол военнообязанному лично, то он направляется средствами почтовой связи.

Впрочем, существуют случаи, когда протокол об административном правонарушении, предусмотренный статьями 210, 210-1 КУпАП уполномоченными лицами ТЦК и СП не составляется, а именно: если лицо не явилось без уважительных причин или не уведомило причину неприбытия по вызову, являясь должным образом уведомленной о дате, времени и месте вызова и при наличии у территориального центра комплектования и социальной поддержки, Центрального управления или регионального органа Службы безопасности Украины подтверждающих документов о получении лицом вызова.

Третий этап

Третий этап состоит в рассмотрении административного дела руководителем ТЦК и СП. В назначенный день и время военнообязанный имеет право:

Неявка лица, привлекаемого к административному делу, не препятствует рассмотрению дела (при наличии подтверждения об уведомлении его надлежащим образом и отсутствии ходатайства об отложении).

Проанализировав имеющиеся материалы, при наличии оснований для привлечения лица к административной ответственности, руководитель ТЦК и СП выносит постановление, определяющее размер штрафа. Опять же постановление вручается военнообязанному лично или направляется по почте.

Таким образом, лицо может быть привлечено к административной ответственности исключительно на основании вынесенного руководителем ТЦК и СП соответствующего постановления. Недостаточно просто составить протокол и предоставить военнообязанному реквизиты для уплаты штрафа, как это часто случается.

Четвертый этап

Заключительный этап при условии несогласия с наложением штрафа заключается в обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности судебном порядке.

Процедура обжалования постановления о наложении административного взыскания

Прежде всего необходимо проанализировать все обстоятельства и имеющиеся материалы на основании которых было вынесено постановление о привлечении лица к административной ответственности. Определить были ли допущены нарушения представителями ТЦК и СП при формировании и рассмотрении дела, какие несоблюдения требований законодательства прослеживаются по данному делу, выяснить правильность квалификации правонарушения.

Например, достаточно частым грубым нарушением со стороны ТЦК и СП является ненадлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте рассмотрения дела, противоречащего требованиям ст. 268 КУпАП, поскольку военнообязанный был лишен возможности защитить свои права, предоставить объяснения, возражения или доказательства. Таким образом, это основание для отмены такого постановления в судебном порядке.

Кроме того, нередко протокол составляется по недействующей на момент совершения правонарушения норме законодательства, так статьи 210, 210-1 КУпАП изложены в новой редакции 19.05.2024 года, следовательно, протокол об административном правонарушении, которое было совершенно до указанных изменений должен составляться в соответствии с действующей на тот момент редакции.

Следовательно, при наличии нарушений при составлении протокола, рассмотрении дела или вынесении постановления, есть все основания для обращения в судебном порядке с иском об отмене решения о наложении штрафа.

В случае подачи искового заявления в надлежащий суд, на истца возлагается обязанность уплатить судебный сбор в размере 605 гривен 60 копеек, а в случае пропуска срока на обжалование постановления — обосновать ходатайство о возобновлении указанного срока на обжалование. В таких условиях суд откроет производство, рассмотрит дело и вынесет соответствующее решение.

Некоторые лица придерживаются позиции, что лучше оплатить штраф, чем обращаться в суд, однако очень важный момент заключается в следующем: если лицо, привлеченное к административной ответственности, добровольно оплачивает штраф — оно автоматически признается в умышленном нарушении правил военного учета или законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, что соответственно имеет некоторые весомые последствия.

Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии грубых нарушений со стороны представителей ТЦК и СП при привлечении лица к административной ответственности и наложении взыскания в виде штрафа, лучше все же обратиться в суд с просьбой об отмене такого постановления.

Судебная практика по обжалованию административных взысканий

С каждым днем все больше и больше растет количество положительных решений по обжалованию штрафов в судебном порядке. Так, к основным основаниям относятся:

Приведу примеры некоторых из них.

Относительно недавно Раховский районный суд Закарпатской области по делу №305/1406/24 отменил постановление о привлечении к административной ответственности за необновление данных, обосновывая свое решение неуказанием, какие именно персональные данные военнообязанного не были обновлены и какие возможно или невозможно получить путем электронного информационного взаимодействия с другими информационно-коммуникационными системами. При этом постановление об административном правонарушении не содержит указания на нарушение конкретной части статьи нормативно-правового акта.

19 июля Шевченковский районный суд г. Черновцы по делу №727/5520/24, оценивая в совокупности материалы дела, пришел к выводу о том, что в постановлении не конкретизирована суть административного правонарушения, дата и время совершения указанного в постановлении правонарушения. Фактические обстоятельства дела, согласно фабуле обжалуемого постановления, не отвечают объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 210 КУпАП по состоянию на время вынесения обжалуемого постановления, а потому иск удовлетворен и как следствие штраф отменен.

Интересным примером является также решение Дубенского горрайонного суда Ровенской области от 19 июня 2024 года по делу №559/2057/24, которым отменено постановление ТЦК и СП о привлечении к административной ответственности за непостановку на военный учет еще в 2021 году, так как лицо не могло совершить административно-наказуемое правонарушение по ч. 3 ст. 210 КУпАП с 30.06.2021 года, потому, что норма ч. 3 ст. 210 КУоАП введена в действие только 19.05.2024 года.

Актуальным вопросом становится трактовка понятия «продолжающегося правонарушения». Положение КУпАП не содержит определения данного понятия. Вместе с тем, в теории административного права под продолжающимся правонарушением понимают длительное невыполнение требований правовой нормы посредством действия или бездействия. При этом характер продолжающегося правонарушения оценивается в каждом конкретном случае индивидуально. Так по делу №712/178/24 Шестой апелляционный административный суд отменил решение Сосновского районного суда г. Черкассы за неявку по повестке, отметив, что ТЦК и СП осуществлял вызов лица на конкретную дату, а потому правонарушение имеет законченный состав и в данном случае отсутствует основания для вывода, что совершение истцом правонарушения носило продолжающийся характер.

Распространенным основанием для обжалования также является неучет действующей редакции ст. 210 и ст. 210-1 КУпАП непосредственно на момент совершения инкриминируемого правонарушения. В связи с чем Минский районный суд Черниговской области своим решением от 12 июня 2024 года по делу №738/1329/24 отменил Постановление о привлечении к административной ответственности по части третьей статьи 210 Кодекса Украины об административном правонарушении о наложении административного взыскания в виде штрафа размере 17 000 гривен.

Соответственно 8 февраля 2024 года решением Кузнецовского городского суда Ровенской области отменено наложение штрафа в связи с отсутствием доказательств направления экземпляра протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен, так же как нет каких-либо подтверждений направления уведомления о рассмотрении дела или ознакомления с его содержанием другим путем.

Таким образом, имеющийся достаточно значительный перечень оснований для обжалования наложения административных взысканий. Мы, в свою очередь, не стоим в стороне и принимаем активное участие в формировании положительной судебной практики по вопросам отмены соответствующих решений о наложении штрафов.

Ответственность за неуплату штрафа

Ответственность за неуплату штрафа

Клиенты часто задают логические вопросы, а что будет если не оплатить штраф? Неужели ТЦК и СП могут заблокировать банковские счета или наложить арест на мое имущество?

У работников территориальных центров комплектования и социальной поддержки нет таких полномочий, однако, если лицо, привлеченное к административной ответственности, не оплатило штраф в определенный законом срок, представители ТЦК и СП передают сведения о правонарушителе в органы исполнительной службы для принудительного исполнения. Данные о таком лице вносятся в Единый реестр должников.

Соответственно, в случае неуплаты правонарушителем штрафа сначала будут заблокированы банковские счета. Исполнительная служба сможет контролировать поступления на карту, заблокировать или списать необходимую сумму.

Однако, при отсутствии необходимой суммы или невозможности взыскать ее, законодательством предусмотрен вариант наложения ареста на имущество. Взыскание на имущество должника обращается в размере и объеме, необходимых для исполнения по исполнительному документу, с учетом взыскания исполнительного сбора, расходов исполнительного производства, штрафов, наложенных на должника во время исполнительного производства, основного вознаграждения частного исполнителя.

Следовательно, неуплата штрафа предусматривает внесение лица в Единый реестр должников, как следствие блокирование банковских счетов и арест имущества.

Вопросы/ответы по теме (FAQ)

Какая сумма штрафа за нарушение ч. 3 ст. 210 и ч. 3 ст. 210-1 КУпАП?

За такие действия предусмотрена административная ответственность в виде денежного взыскания в размере от 17 000 гривен до 25 500 гривен — для граждан, от 34 000 гривен до 59 500 гривен — для должностных лиц, юридических и общественных объединений.

Кому не нужно было обновлять данные?

Не нужно обновлять данные лицам, которые:

  • исключены с военного учета;
  • официально больше не являются гражданами Украины;
  • младше 18 лет и старше 60 лет;
  • военнослужащим, женщинам, которые не должны стоять на военном учете.

Срок обжалования постановления о наложении штрафа?

10 дней со дня вынесения постановления, но при наличии уважительных причин пропуска — восстановление срока обжалования.

Кто может выписать штраф?

За нарушение правила военного учета, а также нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации выносится постановление о привлечении к административной ответственности руководителем соответствующего ТЦК и СП.

Каким образом я узнаю о штрафе?

ТЦК и СП должны сообщить о рассмотрении дела, а в дальнейшем о принятом решении средствами почтовой связи. Также может прийти сообщение в «Дію». Однако иногда лица узнают о привлечении их к административной ответственности уже непосредственно после блокировки банковских карточек.

Как проверить есть ли у меня штраф?

Постановление о наложении административного взыскания должно быть вручено лично или направлено средствами почтовых связей, поэтому следует контролировать поступление корреспонденции по адресу регистрации/фактического места жительства. Что касается сообщения в приложении «Дія», нередко соответствующая информация там отсутствует. К сожалению, многие случаи, когда о наложении штрафа лицо узнает уже на стадии открытия исполнительного производства и принудительного взыскания.

Где я могу узнать открыто ли относительно меня исполнительное производство?

Советую проверять свои данные в двух реестрах: «Автоматизированная система исполнительных производств» и «Единый реестр должников».

В течении какого времени ТЦК и СП может выписать штраф?

Согласно действующей редакции КУпАП, в течение трех месяцев со дня его обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения.

Что такое «продолжающие» правонарушения?

КУпАП не содержит определения понятия продолжающегося правонарушения, однако в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Украины, продолжающееся правонарушение — это проступок, связанный с длительным, непрерывным неисполнением обязанностей, предусмотренных законом.

Удваивается ли размер штрафа в случае неуплаты в установленный срок?

Да, согласно ст. 308 КУпАП в порядке принудительного исполнения постановления о взыскании штрафа за совершение административного правонарушения с правонарушителя взимается двойной размер штрафа.

Могут ли вынести постановление о наложении административного взыскания без предварительно составленного протокола и без моего присутствия?

Да, если лицо не явилось без уважительных причин или не сообщило причину неприбытия на вызов, являясь должным образом, уведомленным о дате, времени и месте вызова.

Сколько стоит услуга по обжалованию постановления о наложении административного взыскания?

Написание заявления об отмене постановления о наложении административного взыскания — 5 000 гривен, полное сопровождение адвокатом дела под ключ — 20 000 гривен.

Нужна срочная помощь адвоката?